За то время ,которое существует наше село ,оно всегда было неразрывно связано с военными, здесь стояли и казацкие части, и армейские подразделения в разные времена и столетия, мы обязательно заглянем и в ту часть истории, маленькая доля ее есть и сейчас на нашем сайте на странице КАТАЛОГ СТАТЕЙ ОДНОСЕЛЬЧАН, ну и к этому немного истории гарнизона на настоящее время, то что можно найти.
Наверное все знают большое поле между железной дорогой и автомобильной трассой , под названием аэродром, до конца 80 годов это был действительно гражданский аэропорт с рейсами на Амурзет, Хабаровск и Биробиджан. Но по рассказам моей мамы-Бакулиной Марии Дмитриевны до середины 50 годов это был настоящий военный аэродром где дислоцировались штурмовики Ил-2 ( один из самолетов разбился и его останки лежали в мою бытность за селом если идти мимо техникума в сторону карьеров, а ближе к сопки, за учительским домом был похоронен летчик ( тогда ,в 50е там был дом офицеров, а ДОСы летного состава были по всей деревне, до 90х один даже сохранился), Вот я и хочу привести краткую историю одного из таких полков.
300-й истребительный авиационный полк Сформирован в декабре 1940 г. на ст. Архара Амурской ж.д. Часть личного состава была переведена из 29-го иап. На вооружение полк получил И-16. В марте - апреле 1941 г. перебазировался на аэродром Желтый Яр (Еврейская АО). С июля 1941 г. базировался на аэродроме Бабстово. В 1944 г. получил истребители Як-7б. В 1945 г. базировался на аэр. Лазарево. На вооружении имел истребители Як-9. В августе-сентябре 1945 г. участвовал в боевых действиях против Японии в составе 254-й иад 2-го Дальневосточного фронта.
302 ИАП начал формироваться 14.12.1940 года по указанию командующего ВВС Дальневосточного фронта генерала Жигалова. Формирование полка было возложено на помощника командира 76 щтурмового полка капитана Федченко. Место формирования-село Бабстово ЕАО. Основой 302 ИАП была 3 эсадрилия 76 ШАП, состав эскадры 17 летчиков, 12 техников, самолётов И-16 13шт., УТИ-4 1 шт., Р-5 1 шт. По уровню подготовки л/с только приступил к выполнению самостоятельных полётов по технике пилотирования. Молодой лётный состав для формирования полка прибыл из 168 РАП 18 чел., из 166 РАП 10 чел., из Качинской школы пилотов 7 сержантов-пилотов. Материальная часть в полк поступила 5.01.1941 г. из 47 ШАП. В июле 1942 г. полк перебазировался в село Башмак ЕАО. 9.08.1945 г. полка вступил в боевые действия против японцев на территории Маньчжурии и находился на фронте по 28.08.1945 г. Самолеты Як-1. За время боевых действий полк провёл 133 боевых вылета. Боевая потеря - невозвращение из боевого вылета одного летчика. В октябре 1945 г. полк перебазировался на аэр. Хабаровск. В 1946 г. полк в полном составе передислоцировался на аэроузел Куйбышев-восточная - аэр.Белоногово. В это время полк эксплуатировал Р-63а и Р-63с 3.06.1948 г. полк перебазирован на аэр. Бабстово. Затем в октябре 1952 г. полк возвращается на аэр. Большой г.Хабаровска.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
**********************************************************************************************************
НАЙДЕНО В ИНТЕРНЕТЕ
В одном из номеров газеты «Вышка» (№30, 28 июля 2006 года) опубликовано письмо Георгия Рамазовича Рамазашвили, пришедшее из Москвы.
Вот выдержка из письма в редакцию газеты Г.Рамазашвили о Бакинце — Григории Ивакине
5 июня 1938 года Григории Ивакин был направлен в село Бабстово Еврейской автономной области. Строевая часть - 100-й стрелковый полк, в которой предстояло служить Ивакину в качестве командира взвода, готовилась в то время к борьбе с холерой.
Эта страшная болезнь унесла немало жизней среди гражданского населения и перекинулась на военнослужащих и членов их семей. Приказ по борьбе с холерой выполнялся как боевой. Стремясь провести поголовную вакцинацию, командование пыталось компенсировать антисанитарные условия, в которых питались военнослужащие. 100-й полк, в котором предстояло служить Ивакину, обладал собственной хлебопекарней и несмотря на это в апреле и мае 1938 года красноармейцами из хлеба были извлечены запеченная крыса и конская скребница. Бывали случаи, когда в пище обнаруживали червей, и хотя об этих случаях становилось известно командованию дивизии, «гвозди и песок» в каше встречались по крайней мере вплоть до октября. Но санитарные проблемы удалось преодолеть проще, чем учебно-боевые. Из протокола №16 партийного собрания 100-го полка: «Дисциплина на крайне низком уровне, особенно начальствующего состава, явка на занятия с большими опозданиями, приказы по полку и дивизии выполняются медленно, ссылаясь на объективные причины... Летние полевые учения проходили без особых достижений. По огневой подготовке наш полк отстает. К боевым стрельбам еще не приступил. Строевая подготовка на крайне низком уровне...»
Не произошло существенных изменений и в последующие месяцы. В ноябре в 100-м СП, где все еще служил Григорий Ивакин, сорвались ротные тыловые учения, штабные тренировки и занятия с младшим начсоставом. Здесь же в Бабстове располагался аэродром, где базировался 60-й отряд истребителей 33-й авиабригады. Это был отсталый аэродром с лишь одним посадочным «Т» с двумя полотнищами, которыми даже нельзя выложить знак, запрещающий посадку. Имеющиеся самолеты находились в отвратительном состоянии. Не было ни одного флажка, чтобы послать самолет на второй круг или оградить ими опасные места. Отсталость Бабстовского аэродрома была следствием существоваших во всей авиабригаде проблем. Например, осмотр самолетов проводился поверхностно, на каждого техника приходилось по 4 самолета. Но несмотря на все это, молодой бакинец принял решение продолжить учебу на этот раз по авиационной специальности. Было ли это связано с его желанием покинуть полк и приграничную территорию, или же Ивакин действительно горел желанием стать летчиком, неизвестно. Но вряд ли на Григория повлияло соседство полка с аэродромом, где базировался отряд истребителей 33-й авиабригады. 1 декабря 1938 года Ивакин вместе с тремя другими командирами взводов 100-го стрелкового полка прибыл в Оренбург учиться в 3-й Авиационной школе летчиков и летчиков-наблюдателей.
полностью статья по ссылке http://vyshka.azeurotel.com/arxiv/2006/33/2.htm
Фотографии ,относящиеся к истории села и гарнизону Бабстово.1. Построение в День 40 годовщины День Советской Армии и Военно-Морского флота 23 февраля 1958 г.
3. Самолет ИЛ-12 - изучение материальной части летным и техническим составом авиационного полка.
4. Дос 10 по ул.Оборонной с. Бабстово (Генеральский дом).
Справа,в метрах 50 находилась офицерская столовая.
Слева Дос граничил с домом директора школы.
Задняя часть доса была повернута в сторону сопки.
Впереди доса находился деревянный дом,где жили учителя.
Военный городок (Жилая часть) сейчас!